Про детскую агрессию

Навеяно моими наблюдениями. Сегодня в очередной раз столкнулась в группе с мальчиком, у которого драчливый период. Он бьет всех: детей, родителей, маму, которая от такого поведения очень сердится, повышает голос и не брезгует шлепнуть по попе.
Лера в свои 2 года, когда сталкивается с необоснованной агрессией очень переживает, расстраивается, плачет. Сдачи не дает. Бежит за поддержкой ко мне.
Сначала меня это напрягало и удивляло. А потом я полезла изучать этот вопрос.
Нормально ли, что ребенок не может дать сдачи? Если нормально, то до какого возраста?
Почему психологи единодушно считают, что агрессия — нормальное и естественное состояние для человека, оно нужно для выживания; но все они тут же рекомендуют не учить ребенка давать сдачи, а наоборот, искать действия, замещающие агрессивность (например, побить подушку  )?
Хочется для себя разобраться в этих вопросах, понять, как лучше будет для ребенка.Психологическая теория.

Детская агрессия – естественное и совершенно нормальное явление, как и агрессия взрослых, главное, как она выражается.

В основе агрессивного поведения лежат негативные эмоции, т.к. ребенок еще не умеет выражать зрело свои эмоции. Все люди, и мы с вами тоже, испытываем раздражение, злость и ярость. Дети, испытывая, эти эмоции, не могут с ними совладать. Они их выражают доступными для них средствами – криком, истерикой, битьем. Т.е. нужно не задавить в ребенке эмоцию, потому что эмоции это нормально, а научить их социально приемлемыми способами выражать. Фразы типа: «Ты почему кричишь?!»,  «Стыдно так себя вести!», «Хватит злится!» — скажут ребенку лишь о том, что он испытывает что-то неправильное и стыдное. Подавление же эмоций приводит ко всяким расстройствам на физическом уровне – болезням разного характера. «Агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.» (Скакунова Елена, психолог)

Т.е. если ваш ребенок иногда злится, скандалит, дерется и впадает в истерики – это не  повод для беспокойства. Точно так же, как он учился ходить, держать ложку, ходить на горшок, он учится выражать свои эмоции. Если годовалый ребенок пошатнулся и упал, родители не будут сердится на него, а помогут ему встать и пойти дальше. Но если  двухлетний ребенок закатил истерику, то ему устроят «бой». Хотя, если подумать, годовалый-то падает чаще :).

Когда мы одергиваем своими словами или эмоциями ребенка, «ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, что это плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства.

Что может случиться дальше? Разные варианты. Можно подраться с тем, кто под руку подвернется. Можно долго накапливать гнев, а потом устроить истерику по пустяковому поводу. А можно направить всю агрессию на себя и заболеть каким-либо психосоматическим заболеванием, например, астмой или язвой.

Любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. Например, при агрессии напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки. Наше тело мобилизуется для атаки. И если дальше ничего не происходит, злость и гнев так и остаются в нашем теле в виде напряжения.» (Скакунова Елена, психолог).

Агрессия всегда проявляется телесно, в мимике и речи, и общем поведении. У каждого человека негативные эмоции видны по-разному, у детей  они тоже разнообразны, но видны явно, ведь дети еще не умеют маскировать свои эмоции.

Родителям лучше наблюдать за своими детьми и учиться улавливать в них признаки надвигающейся вспышки агрессии, ведь ее можно вовремя предотвратить, т.е. направить в приемлемое русло. Например, не доводить до драки спор детей про игрушку, а помочь им договориться.

Агрессия не бывает без негативных эмоций: раздражения, злости, гнева, ярости.  Психологи говорят, что гнев нужно обязательно «отреагировать». Потому что невыраженные чувства у человека обладают свойством накапливаться. Но в один «прекрасный» момент обязательно выхлестнутся, и сила этого выплеска будет однозначно разрушительной.

«Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. Это касается как физического здоровья, так и психологического.

Как часто родители говорят ребенку: «Что ж ты у нас такой – дерешься все время?». У этой фразы очень многоликий подтекст: «Ты не такой, как надо», «Ты плохой», «Такого мы тебя меньше любим» и даже: «Ты нам такой не нужен». В ней как минимум присутствует разочарование ребенком. Но ведь на самом деле любое негативное поведение ребенка – <strong>это крик о помощи</strong>. Особенно это касается совсем маленьких детей и дошкольников, которые просто не могут нормальными словами, как взрослые, назвать то, что с ними происходит. А между прочим, эти вспышки могут быть вызваны любым ощущением дискомфорта, даже голодом, усталостью или стрессом» (Скакунова Елена, психолог).

По своему ребенку я заметила, что ее поведение ухудшается (становится капризным и скандальным), когда я очень занята чем-то, увлечена работой, которую надо доделать и долго сижу за компьютером – т.е. однозначно тогда, когда уделяю ей меньше внимания. И не важно, что при этом она сама рядом увлеченно играла, то в одну игру, то в другую, важно – моего внимания ей стало меньше. Наверно, это происходит подсознательно. Ребенок устав, начинает «дергать» за однозначно работающие рычаги. Какая мама не отвлечется, когда ее дитя плачет?

Или у меня «тяжелый» жизненный период, временная черная полоса жизни, я хожу раздраженная в своих тяжелых думах, а тут еще и она добавляет порцию негатива своим ревом и плачем. Разве она не видит, что мне тяжело??? Нет, не видит. Но чувствует, что не все в порядке, поэтому тоже беспокоится и нервничает. Разве она виновата? Что мешает мне проснуться и улыбнуться миру, а не плести паутину темных мыслей?

То же касается и отношений в семье. Даже, если у вас безоблачное счастье и безумная любовь, бывают дни напряжения, недопонимания, ссор. Вроде бы ребенок не обращает на происходящее внимания, мирно катает свой грузовик по полу, но вечером его сложнее уложить спать, он крутится, вертится, балуется и не может успокоится – он напряжен, ведь в мире вокруг него сегодня неуютно.

Есть вещи, которые мы — взрослые – даже не заметим, а ребенок запомнит и отреагирует.

Т.е., если ребенок начал истерить, капризничать – это не всегда вина ребенка. И, если подумать и вспомнить предыдущие дни, можно понять и свои ошибки.

Большинство неприятных ситуаций с ребенком можно предотвратить, или понять свои ошибки и не допустить их следующий раз.

Терапия во всех случаях одинакова – это понимание, терпение, побольше внимания и любви, и, конечно, работа над собой!!!

тема не закончена. продолжение следует ..


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =