Соленое тесто: сказкотерапия, игровая терапия и просто интересное заняте в одном лице

Нашла прекрасную статью, которая помогает понять что занятия с соленым тестом не только и столько область искусства, сколько развития и психологического тренинга.


ЛЕПКА КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Возможности использования

Слова, символы оживляют яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Эмоциональный компонент непременно вызывает ответ моторного компонента, а также изменение хода и характера мыслей ребенка. Поэтому, создавая образ из теста, можно испытать удовольствие, что отразится на результате, и наступят изменения в мимике, жестах, отношении к себе и другим. Особенно полезно в русле терапии брать позитивные темы. Работа с выразительным материалом и с безоценочной реакцией позволяет выразить широкий спектр эмоций, что само по себе уже целительно.

Тесто — наиболее подходящий и безопасный пластический материал для маленьких детей, которые все проверяют на вкус, а также для детей с особенностями в развитии. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы поправлять эмоциональное самочувствие. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем. В результате лепки из теста появляется продукт (фигура, картина), который дает многочисленные возможности в выборе дальнейших техник работы. Это и постановка тестовых спектаклей, и реконструкция образа, и моделирование.

Лепка может быть и индивидуальной и коллективной, может использоваться в диаде «взрослый—ребенок», может применяться и с рисованием, и с различными дополнительными материалами. Тесто способствует стремлению к более свободному самовыражению.

Особым в лепке является то, что можно комбинировать признаки, переносить характеристики одного предмета на другие, тем самым работать с бессознательным содержательным материалом.

Тесто можно окрашивать, делать объемные или плоские фигуры (мандала), плоские с дополнением бросового материала (тестовая композиция).

Основные этапы терапии

1. Свободная активность.

2. Процесс творческой работы.

3. Дистанцирование.

4. Вербализация чувств и эмоций.

ЦЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

1. Терапия агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов

Предлагается взять кусок теста, краску любого цвета, окрасить тесто, слепить композицию на темы «Мой мир», «Я хороший».

2. Развитие эмоциональной сферы, снятие тревожности

Взять кусок теста, краску любого цвета, окрасить тесто и изобразить любую эмоцию. Выразить несколько эмоций через цвет или образ.

Упражнения «Изобразите эмоцию», «Раскрашиваем чувства»

Ведущий. Подумайте, какое у вас настроение. Выберите ту краску, которая, как вам кажется, соответствует вашему настроению. Возьмите кусочек теста. Скатайте шарик. Сделайте пальцем в нем небольшое углубление. Возьмите пальчиком немного гуаши и заполните это углубление, теперь зажмите два края и начинайте мять тесто, пока оно полностью не закрасится. Вместе с краской вы даете этому бесцветному материалу немножко своего настроения, а тепло ручек помогает его закрасить.

3. Развитие межличностного взаимодействия

Упражнение «Шар настроений»

Цель: терапия агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов.

Необходимые материалы: цветное тесто, гуашь, стеки, доски, клеенка.

Вначале предлагается выбрать кусок теста определенной окраски и придать ему подходящую форму. Далее участники объединяются в группы по цвету настроения. Каждый рассказывает свою историю. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция. Лучше, если тему, сюжет и название творческого продукта участники придумают самостоятельно. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой — созданием единого цветного «Шара настроений» из отдельных фрагментов.

4. Отреагирование негативных проявлений через лепку

Упражнение «Другой сюжет»

Ведущий.Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. А теперь попробуем изменить сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем тесто покрепче, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая.

5. Развитие творческой активности, способности к самовыражению

Упражнение «Тестовая композиция»

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: картон для труда, тесто разного цвета, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Детям раздают по листочку картона и тесто. Ребенок может взять кусок понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягким. Затем тесто наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра, при этом можно использовать и другие цвета, картон не обязательно должен быть однотонным. После этого ребятам предлагается набор: крупа, макароны и мелкие предметы. Вдавливая их в тестовую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

6. Развитие сенсорно-перцептивной сферы

Работа с тестом

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии. Техника проводится как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Необходимые материалы: тесто разного цвета, клеенка, формочки кулинарные в виде фруктов, зверей, людей, домиков и др., скалка, зубочистки, ножницы, стеки.

Сначала ребенку необходимо дать возможность познакомиться с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Психолог может показать разные способы выражения чувств через создание образов из теста, ролевые игры. Во-первых, это могут быть единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику. Во-вторых, фигуры или изображения для ролевых игр. Последний вариант интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Например, вылепить из соленого теста свой страх, а затем разрушить его, украсить, переделать во что-то другое. Если заняться лепкой героев любимой сказки, то с их помощью в дальнейшем можно проигрывать проблемные ситуации ребенка. Он свободно может изменять ход сказки, придумывать новых героев и др.

7. Развитие мелкой моторики рук и речи

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, готовит руку ребенка к письму.

Как показывает практика, многие в самом начале обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляются боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Здесь на помощь может прийти лепка из теста. С детьми с ОНР и нарушениями моторики можно в целях коррекции проводить следующие упражнения с тестом:

— Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (например, делать глазки).

— Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым пальчиком.

— Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

— Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).

— Лепить колечки и нанизывать их на шнурок.

Из техники окрашивания можно сделать ритуал входа в сказку: «Возьмите кусочек теста. Скатайте шарик. Сделайте пальцем в нем небольшое углубление. Возьмите пальчиком гуашь и заполните это углубление, теперь зажмите два края и начинайте мять тесто, пока оно полностью не закрасится. Вместе с краской вы даете этому бесцветному материалу немножко своего настроения, а тепло ручек помогает его закрасить».

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СОЛЕНОГО ТЕСТА

Структура занятия

1. Приветствие.

2. Игра на развитие эмоциональной или коммуникативной сферы.

3. Сказка.

4. Лепка.

5. Обсуждение, упражнение, направленное на развитие рефлексивных навыков.

«Цветное настроение»

Задачи: развитие эмоциональной сферы; развитие цветовосприятия; развитие мелкой моторики рук.

Материалы: соленое тесто; гуашь; ведерко с водой; заготовка круга; ветошь; аудиозапись со спокойной музыкой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети приветствуют друг друга пожатием руки и начинают игру «Дружный кружок». Все становятся в круг. Один ребенок — водящий — в центре круга. В руке у него камешек. Дети, говоря текст «Дети дружные играют, никого не забывают, если ты тоже друг — обними всех вокруг», идут по кругу, водящий — в противоположную сторону. Когда текст заканчивается, тот, напротив кого останавливается водящий, угадывает, в какой руке у него камень. Если сказал правильно, то обнимает водящего, если не угадывает, то становится в центр круга.

Затем дети слушают сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливые, потому что умели замечать цвета природы. Голубое небо и белые облака, первая зелень и даже серебристый дождик — все радовало их. Но однажды случилась беда. Злой-презлой волшебник, пролетая над счастливым царством-государством, решил отнять у людей цвета-настроения. И задумал он страшное. Он закрыл своим плащом небо и держал так долго, что цвета-настроения стали блекнуть и сереть.

Волшебник ликовал: «Вот теперь они не будут видеть разные цвета и не будут радоваться». Так все и случилось. Бесцветный мир не привлекал внимания людей, они стали чаще раздражаться и ссориться. Только один мальчик помнил, какой был мир раньше. Он задумался: кто ему может помочь? И решил, что ему помогут дети.

Ведущий. Поможем мальчику? Подумайте, какое у вас настроение. Выберите ту краску, которая, как вам кажется, соответствует вашему настроению. Возьмите кусочек теста. Скатайте шарик. Сделайте пальцем в нем небольшое углубление. Добавьте краски и начинайте мять тесто, пока оно полностью не закрасится. Вместе с краской вы даете этому бесцветному материалу немножко своего настроения.

«Круг настроения». Все дети садятся в круг. Каждый показывает свой кусочек цветного настроения. Рассказывает о том, какое у него настроение и почему, затем наклеивает цветной кусочек на заготовку круга.

«ЦВЕТОК»

Задачи: гармонизация личности; развитие уверенности в себе; стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

Материалы: цветное соленое тесто; картон; стеки; магнитофон; аудиозапись со спокойной музыкой; вода; ветошь для вытирания рук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Доброе утро ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Это мы будем делать следующим образом: каждый скажет соседу на ушко шепотом приветственные слова.

А теперь пофантазируем немного. Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте спинку стула, почувствуйте под ногами пол, руки расположите поудобнее. Закройте глазки и постарайтесь увидеть волшебный сон. Попробуйте представить себе какой-нибудь цветок. Он может расти у дома, на лугу, в лесу. Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который вам рисует ваше воображение. Все, что вы представите, — это хорошо. После того как представили, можете открыть глаза и перейти к столу.

На столе лежат разноцветные кусочки волшебного материала. Попробуйте слепить тот цветок, который вы увидели в волшебном сне. После выполнения положите свои работы на стол.

Посмотрите, какая у нас получилась цветочная поляна. Давайте сейчас каждый расскажет про свой цветок: где он растет, какой он.

Спасибо, ребята! Наше занятие заканчивается. До свидания!

«СТРАНА ГНОМОВ»

Задачи: гармонизация межличностных отношений; развитие уверенности в себе; стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

Материалы: цветное соленое тесто; нитки для вязания; доска для лепки; бумага для письма; фотоаппарат; магнитофон; аудиозапись со спокойной музыкой; вода; ветошь для вытирания рук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Доброе утро ребята! Давайте поприветствуем друг друга кивком головы и начнем наше занятие с игры, во время которой все нужно делать быстро, но и внимательно слушая, что я говорю

Когда я буду говорить «радость» — вы будете прыгать и хлопать одновременно, «злость» — топать и хмуриться; «грусть» — нужно наклонить голову и опустить руки; «страх» — присесть на корточки и закрыть голову руками.

Молодцы, у вас все отлично получилось!

Я хочу рассказать вам одну сказку. Располагайтесь поудобнее. Итак…

«Сказка о гномах» (авторская)

Есть на свете необыкновенная страна. Попасть туда нелегко, а взрослым туда и дороги-то не найти, и только самые умные и отважные дети могут туда попасть. Почему умные и отважные? Потому что, чтобы попасть в эту страну, нужно ей сразу помочь. Хотите? Ну тогда слушайте дальше. В этой стране живут неразлучные друзья — гномы. Они словно дети. Гномы всегда вместе. Они играют, веселятся, грустят, злятся. Иногда ссорятся, но очень быстро мирятся. И стараются всегда явиться на помощь друг дружке. Гномов зовут весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, ябеда АГА. Всё бы хорошо и жили бы они так, но только часто на их безмятежную волшебную страну обрушивались разные несчастья: то заколдуют весельчака, то волшебный ветер все перепутает. И гномы всегда, конечно же, обращаются за помощью к детям. И вот случилось очередное несчастье. Пролетала над их страной злая ведьма Ссорка. Не понравились ей дружные гномики, вот она и рассорила их, и они перестали дружить. Наслала на них такое заклятье, что только дети, которые очень дружат, могут их спасти.

Ведущий. Ну что, поможем гномикам?

Упражнение «Дружный осьминог». Упражнение проводится под спокойную музыку. Каждый ребенок берет веревочку. Затем отщипывает кусочек цветного теста, скатывает его в трубочку и прикрепляет к веревочке того ребенка, с кем дружит. Говорит при этом своему другу хорошие слова. Потом все веревочки складываются вместе и вставляются в большой шар из окрашенного теста.

Ведущий. Вот какой у нас получился замечательный осминожка — дружные ножки. Давайте сейчас его сфотографируем и пошлем в страну волшебных гномов фотографию и письмо.

(Каждый ребенок говорит по фразе о том, что ему понравилось, что запомнил, дает совет гномикам, что нужно делать и как себя вести, чтобы оставаться дружными и чтобы никакие злые колдуньи или ведьмы не могли их поссорить.)

Спасибо, ребята! До свидания!
Ольга ЖИГАЛКО,
педагог-психолог ДОУ № 354,
г. Минск»

Данная статья была опубликована в № 10/2008 газеты «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − девять =